софочкина (sofochkina) wrote,
софочкина
sofochkina

Categories:
Вот текст, с которым практически полностью согласна


Итак, П.И. Чайковский, "Евгений Онегин". СПб, Михайловский театр, 27 октября. Реж. А. Жолдак, дирижер М. Татарников.

До сих пор на форуме оценки постановки сводились примерно вот к чему: "на сцене есть карлик и холодильник, а Ленского поливают молоком", это ужас-ужас-ужас. То есть разбор спектакля сводился к смакованию некоторых его деталей. Да, все это в спектакле есть, но мне бы хотелось начать не с этого. А с того, что оперу было в России принято ставить, строго ориентируясь на пушкинские реалии. То есть вроде бы все знают, что опера совсем даже не роман (и мне это выше было еще раз назидательно замечено), но тогда вопрос: зачем же тогда взят текст Пушкина. Нет, не так, зачем текст Пушкина взят и переделан? Зачем состарен муж Татьяны (в романе он ровесник Онегина), зачем взята строка "Любви все возрасты покорны" и вместо пушкинского текста написана какая-то пошлая отсебятина, зачем "стихи полны любовны чепухи" (предмет пушкинской иронии) превращены серьезное ариозо, зачем, наконец, дописан финал, Татьяна заламывает руки: "Довольно!, Оставь меня!" итд, итп. И, конечно, понятно, что опера - это мелодрама, это эротизм, это накал гипертрофированных страстей, но при чем тут тогда Пушкин, его герои, и его время? Некая условность? Тогда почему обязательно воспроизводить детали усадьбы Лариных, имитировать стволы Лепажа, надевать на Ленского бекешу? Это не пушкинский Ленский и не пушкинская Татьяна, которая не истерила Онегину: "Оставь меня!". И в то же время, музыка Чайковского чудо как хороша.
Строго говоря, Жолдак (и не он первый) в общем-то и пытается (о чем и говорит открыто) идти от этой жгучей музыки как таковой (настолько жгучей, что в творческом экстазе Чайковский, как известно, женился) и создать оперу, в которой были бы условные Онегин, Татьяна, Ленский, Ольга, Гремин. Образы-символы. При этом все равно в данной опере изначально НЕ пушкинские персонажи (см. выше). Теперь перейдем к тому, что у режиссера, дирижера и артистов получилось.

Поднимается занавес (на который нашит белый светящийся квадрат), перед зрителем белая коробка условного дома Лариных, в котором как и положено согласно либретто и партитуре няня с Лариной-старшей поют про то, что "привычка свыше нам дана, замена счастию она". Татьяну это не устраивает и она со словами "Нет, няня, — я здорова", швыряет белую вазу... Впрочем, пересказывать словами, то что происходит на сцене смысла нет. В спектакле мне показалось ключевой идея непрочности этого белого, светлого, но словно неживого мира, стерильного (вот откуда стиральная машина), Жолдак разбрасывает щедро разные детали, которые начинают работать самостоятельно, сцепляются друг с другом, порождают смыслы, параллели и противопоставления.
Карлик, дирижирующий хором крестьян в 1 картине (он как бы подменяет дирижера за пультом, находясь с ним на одной линии), кажется символом рока, фатума, бессмысленного и злобного. И он же альтер-эго Онегина и потому и сидит в черном холодильнике, его символизирующем.
Кстати говоря, Жолдак играет, щедро набрасывая разных реминисценций из Пушкина (так что перечитайте именно роман перед просмотром) из сна Татьяны взялись и этот чертов Карлик и некто с рогами, который потом обернется секундантом Гильо в сцене дуэли, и розы, которые Онегин подарит Татьяне ("читатель ждет уж рифмы розы"). Но огромные, черные стебли этих роз с шипами вдруг вылезут на Татьяну из камина, заставив вспомнить и про "Спящую" Чайковского (Татьяна "уколется" онегинской розой и как раз перед тем как идти "ко сну", то есть писать письмо своему "принцу"). Заодно при виде этих концов стеблей, брутально ползущих из камина, не можешь не удержаться от мысли: "А все таки эта сволочь Жолдак протащил на сцену фаллический символ!".

Постепенно по сцене разливается чернота (внес ее, кажется, тот самый вредный карлик, который при этом то прикинется белым, то отпустит черную бороду, то вдруг резко сделает ее седой). Ленский, приводящий Онегина, еще весь в белом, но уже в сцене бала у Лариных на нем только белая шейная ленточка. Онегин кидает Татьяне, пишущей ему письмо, черный ящик, из которого она достанет черные высокие сапоги и черные бусы. Ленский в черном костюме, ревнуя Ольгу, в раздражении уронит со стуком на пол большие черные часы ("часы урочные пробили") и они же обернутся его гробом. Погибнет он именно от выстрела, а не от молока. В спектакле вообще-то все либретто соблюдено буква в букву. Банки с молоком - деталь дома Лариных, может символ домашнего очага, детства. Онегин пытается оживить друга этим молоком, но Ленский уже в часах-гробу белое молоко лишь превращает его лицо в мертвенную бледную маску. Фатум.

И в конце-концов эта тьма поглотит и самого Онегина и его последние слова прозвучат уже с абсолютно черной сцены. За этим, однако, последует неожиданный эпилог, в котором зрители увидят белую рождественскую елку в семье Греминых и дочь Татьяны, рассыпающей по черной сцене белые ягоды. История закольцевалась: в первой сцене эта девочка в белом платьице сыпала на еще совершенно белую сцену первые черные ягодки.

Это очень беглый разбор сценографии. В музыку это, как мне показалось ложится где-то лучше, где-то чуть хуже, где-то просто до дрожи точно. Особый респект дирижеру, давно не получал такого удовольствия от оркестра в опере. Солистов слушать очень даже можно, а уж неслащавый Ленский (как вы понимаете, в этой постановке он в принципе не мог петь сладко) это всегда плюс. Зрители в целом принимали постановку тепло, хотя, конечно, некоторые ушли в начале, но число их незначительно, мне из бельэтажа было видно, что почти все места в зале остаются заполненными. В конце были и крики "браво" (особенно Ленскому и дирижеру), овация примерно минут на 5.
Tags: музыка сфер
Subscribe

  • (no subject)

    Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти. (К. Прутков, "Мысли и афоризмы") Если хочешь быть счастливым - будь им! (он же) Начинаю…

  • Ну что, пора уже?

    Я последнее время редко тут появляюсь, небось, уже и забыли все, что есть такой Кот с Бакенбардами у сонки. А котики меня вчера удивили несказанно.…

  • Все, теперь тут специальное место

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти. (К. Прутков, "Мысли и афоризмы") Если хочешь быть счастливым - будь им! (он же) Начинаю…

  • Ну что, пора уже?

    Я последнее время редко тут появляюсь, небось, уже и забыли все, что есть такой Кот с Бакенбардами у сонки. А котики меня вчера удивили несказанно.…

  • Все, теперь тут специальное место